Siirry pääsisältöön

Своеобразный антитезис нерукотворности в русской культуре



После нескольких попыток понять творчество Боба Дилана я начала разочаровываться в своих способностях понимать фолк -музыку. Послушав некоторые песни, мне до конца не открылось, почему же он человек - легенда. Слова хорошие, оригинальный голос, сам по себе интересная личность, но такое можно сказать про многих исполнителей. Видимо в чем особенность Дилана мне ещё не дано понять. Но ведь кто-то же понимал и понимает до сих пор. Так например Борис Гребенщиков, лидер группы "Аквариум" брал материал для своего творчества из песен Боба Дилана.

Борис Гребенщиков был интертекстуалистом и является им и сейчас. В его композициях можно найти великое множество разных источников и намёков. И возможно то, что я не смогла понять у Дилана, я ощутила в исполнении Гребенщикова. Перекладывая по собственному вкусу отдельные песни и мотивы, Борис Гребенщиков делал что-то совершенно новое, и для меня, в отличии от оригинала, это было уже понятным.
Мне не хочется подходить с филологической точки зрения к композициям ”Аквариума” и других музыкальных коллективов во главе с Борисом Гребенщиковым. Я не могу сказать, что считаю их творчество чем-то необыкновенным, но некоторые их песни поражают сознание.

На мой взгляд Гребенщиков смог "перевести" мотивы чувств Б. Дилана так, чтобы в России это стало понятным. На сайте группы "Аквариум" (www.aquarium.ru) Б.Г. пишет: "Он описывает какие-то вещи, которые я очень хорошо знаю", - вспоминает лидер Аквариума. – Но Дилан все-таки поет о своей жизни, о Нью-Йорке. А мы поем о реальности, которая диаметрально противоположна дилановской... То, что Дилан переживает по-своему там, мы переживаем по-своему тут. И пишем об этом тут. Это как прогноз погоды: там и тут".
Хотя может быть до сих пор не все в состоянии понять песни Гребенщикова. В фильме посвящённом Б. Дилану "I’m not there" (2007) говорится о творчестве певца: ”Вы не ищите то, что он видел на поверхности. Его песни - это истинное видение того, что происходит на самом деле.” И хотя я не могу сказать, что я понимаю Б. Дилана, я уверена, что эта фраза точно характеризует Б. Гребенщикова. Мне кажется, что композиции Б.Г. предназначены для подсознания. Можно сто раз прослушать одну и туже песню и ничего не понять. А можно отключить своё логическое мышление, забыть про причинно-следственную связь и услышать свет и умиротворение, которые отражаются в их музыке. Например такие песни, как "Встань у реки", "Искусство быть смирным" и "Орёл, телец и лев", в определённом исполнении, можно описать только как наполненные любви, которая не ставит никаких условий и радости, которая выше человеческих проблем.

В данном случае Борис Гребенщиков со своим музыкальным коллективом не сотворил ничего нового из ничего, но он сделал нечто большее. Соединяя кусочки противоположностей, западное содержание вливая в восточную форму, получалось не первое и не второе, а третье, которое нельзя понять только с одной стороны. Лишь выйдя за пределы реальности, забыв об противопоставлении плюса и минуса, можно почувствовать, как время течёт одновременно в обоих направлениях и никуда не торопится, как в сущности между рекой, травой и человеком нет разницы, и как можно найти себя, сначала полностью потеряв в смирении.


Anna Agonen

Kommentit