Siirry pääsisältöön

Мысли перед концертом


30-го марта концерт ДДТ в Хельсинки, куда я, разумеется, пойду. Программу "Иначе" можно найти в сети в свободном доступе; собственно, ее группа и будет играть на концерте. Очень хочется туда прийти, получить кайф от музыки и "отойти просветленным". Хочется забыть – мне лично, причем сильно хочется – про визит Юрия Юлиановича Шевчука в Кремль, про знаменитый ответ президенту "Юра Шевчук, музыкант", как и про другие подобные эпизоды, собственно к творческому процессу отношения не имеющие. Хочется - но вряд ли получится.
Мой ДДТ остался в 90-х. От прослушивания альбома "Иначе" у меня возникает лишь ощущение непонимания слышимого. Вроде, все на месте, но как будто из параллельного мира. При том, что пафос, в общем, понятен: "хочется перемен". Умом понятно, что так, наверное, и надо. Понимаешь, что, наверное, в современной России по-другому Юрий Юлианович не может. И что вообще честный человек так и должен поступать, что нельзя петь про осень, когда "все не так, ребята". Но меня, разъевшегося на "супостатских" капиталистических харчах русскоязычного космополита, проблемы современной России не трогают. Вообще никак не трогают. У меня настолько толстая шкура, что крик души "Свобода, свобода, так много, так мало" в контексте творчестве ДДТ мне кажется пошлым и малопривлекательным. Опять, же умом я понимаю, что критиковать, да еще таким образом, человека, который меня на порядок талантливее, я права не имею. Поэтому на этом разговор о современном творчестве ДДТ я со своей стороны заканчиваю и песен вроде "Когда закончится нефть" или "В гостях у полковника ФСБ" касаться не буду.
Аналогичным образом меня совершенно не интересуют пассажи Юрия Юлиановича по поводу российской попсы и пения под фонограмму. При том, что в принципе он совершенно прав. Просто не царское это дело – конюшни чистить. И не к лицу такому большому художнику по мелочам размениваться. Ну раскрывают рот, ну и что? А то ощущение создается, что Юрию Юлиановичу просто на Первый канал хочется.
Итак, мой ДДТ остался в 90-х. Когда-то родители принесли домой только что вышедшую на фирме "Мелодия" пластинку "Я получил эту роль". Вошедшие туда восемь песен я с тех пор знаю почти наизусть, хотя тогда по-настоящему понравились только заглавная песня и "Церковь". А потом была "Актриса весна", ожидание хит-парадов по радио и радость оттого, что "Осень" – опять на первом месте. А потом был "Дождь", который сначала не понравился, а потом заслушивался до дыр на всех возможных носителях. А потом был "Черный пес Петербург".
Собственно, на этом можно было и закруглиться. Эволюция за десять лет - невероятная. Когда группа, игравшая в начале 80-х совершенно обычный, немного тяжеловатый рок-н-ролл с абсолютно предсказуемыми текстами, выдает строчку "Вы молчите вдвоем, вспоминая иное Расположение волн на Неве" – это иначе, как чудом назвать нельзя. За десять лет – от плоской социальной критики до классики "петербургского текста". 
Сравнение двух версий песни "Дождь" наглядно показывает рост поэтического мастерства. В альбоме 1982 года "Свинья на радуге" – "Дождь, звонкой пеленой наполнил воздух майский дождь". В "Актрисе Весне" (1992) – "Дождь, звонкой пеленой наполнил небо майский дождь". От перемены одного слова строка начинает дышать – просто как взмах волшебной палочки; тривиальное описание вдруг оживает. И все, тяжеловесность ушла и нужное настроение создано, и каждая следующая строка нанизывается на это настроение, как бисер на нитку. И так до самого конца песни - которая хороша от первой до последней ноты. Но все же одну строку хотелось бы выделить особо. От слов "И душа, захлюпав, вдруг размокла у меня" просто немеешь от восторга. Создать такое поэтическое настроение при помощи лексики, которая ассоциируется в первую очередь не то с плохой погодой, не то с насморком – это замечательно.
Вот это и есть свобода. Когда "свет окном разбавленный был нам милее солнышка" и когда "на дорожных столбах венки - как маяки прожитых лет". Так много – и так мало. А ведь и не надо больше. И кому какое дело, когда там газ закончится в России.

Кирилл Козловский

Kommentit